велик

Сайт Александра Лихвинцева


Записки Хоттабыча

город
Назад

Грани таланта

Романсеро по жизни


Цветы маэстроГоворят, там, за "дальним бугром", выйдя на пенсию, люди начинают новую жизнь. Накопленный за десятилетия добросовестного труда капитал позволяет окунуться в дело, к которому давно лежала душа, но прежде попробовать себя в котором не было ни времени, ни сил, ни средств. Однако жить с пользой для других, в радость для себя можно, оказывается, везде и всегда - и во времена развивающегося социализма, и в годы рыночной перестройки. Есть такая категория талантливых людей, что и на пенсии не хотят стареть. К их числу принадлежат супруги Клыковы, педагоги музыкальной школы.

Татьяне Константиновне проще других коллег давались выступления за пределами музыкальной школы. Была у преподавателей музыки такая общественная нагрузка - повышать культурный уровень геленджичан. И вот расставшись с классом фортепьяно - нелегко было отдавать в чужие руки своих питомцев, Татьяна Константиновна погружается в просветительскую деятельность: читает от городского общества "Знание" на предприятиях лекции по истории музыкального искусства.

Добираться к своим слушателям ей непросто. Сказывается осложнение от перенесенного в молодости заболевания. В годы, когда любимая работа была на первом месте, не оказалось достаточного времени, чтоб отлежаться после ангины. С тех пор работа для Татьяны Константиновны - лучшее лекарство. Такое иногда возможно, если находишь у любимого человека взаимопонимание и поддержку, если рядом с тобой соратник.

Выйдя вслед за супругой на пенсию, Сергей Александрович стал сопровождать жену. Подвозил и подносил ей проигрыватель, грампластинки. Потом, видимо не удовлетворившись должностью оруженосца, решил попробовать себя в роли исполнителя. Вспомнил, как в юности баловался гитарой, как любил слушать и подпевать народные песни. Иллюстрирование увлеченного рассказа о музыке живой песней в сопровождении акустической гитары оказалось удачным.  Получился интересный вечер русского  романса.

Ответственные за культурно-массовую работу здравниц стали наперебой приглашать: отдыхающим понравился неспешный задушевный разговор о музыке. Видимо, в таком повествовании есть что-то, чего так недостает сегодня людям.

Золотой дуэт в творческом полётеСо своими слушателями Клыковы готовы встречаться везде и всюду. Не смущает и количество пришедших познакомиться с романсом. В городе всего две здравницы, где есть залы. Выступать приходится в вестибюлях, на галереях, в комнатах отдыха. В одном санатории, который приглашает особенно часто, "сцена" в непосредственной близости от столовой. Надо было научиться работать под аккомпанемент гастрономических шумов,  запахов.  Поначалу это отвлекало.  Недавно попробовали выступать на открытой площадке. Получилось неплохо.

Добираются к своим зрителям Клыковы на стареньком "Запорожце. Все бы ничего, да вот глаза у Сергея Александровича уже не те. Трудно возвращаться в темное время суток, особенно когда встречный автомобиль "забудет" вовремя погасить дальний свет. К каждой из здравниц в черте города у Сергея Александровича разработан свой маршрут по тихим улочкам.

Тренировать шестое чувство ему приходится постоянно.  На "концертных  площадках"  освещение  частенько оставляет желать лучшего. Вся надежда на кропотливую домашнюю подготовку. Перед исполнением,  пока Татьяна Константиновна подводит слушателя к восприятию очередного произведения, остается только вспомнить, какой си-бемоль следует за каким до-диезом.

Лишь однажды чувство предосторожности Сергея Александровича подвело. Неугомонный характер заставил как-то дотемна поработать на столярном станке. Распуская одну из досок, он отхватил себе часть фаланги (ровно по ноготь) указательного пальца правой руки.

Сергей Александрович со своим ВдохновениемВспоминают нашу ПобедуВ нём постоянно  борются  две  страсти: любовь к музыке и нежная привязанность к "железкам".  По своей первой  специальности  он авиационный техник   Во время войны окончил техническое училище.  Успел  повоевать  в  действующем авиационном полку, готовя потрепанную крылатую машину к очередному боевому вылету. С той поры, наверное, не в силах пройти мимо чего-нибудь поломанного. Прежде, когда можно было без криминальных последствий останавливаться на наших дорогах, не проезжал мимо стоящего на обочине автомобиля. Непременно притормозит, разберется в поломке и, если можно, поставит "больную" на ноги, то бишь на колеса.

У своих многочисленных знакомых автолюбителей этот человек - непререкаемый авторитет в ремонтных вопросах.

Очевидно, и в тот тихий летний вечер станок, который Сергей Александрович собственными руками собрал, "приревновал" мастера: дескать, хватит распыляться на старости-то лет, пора остепениться и выбрать, наконец, что-нибудь одно.

Несчастье остановило творческий процесс на полпути. К тому времени у Клыковых стал потихонечку складываться настоящий семейный дует. Расширяли свой классический репертуар. Из народных песен - русских и украинских получались программы. Теперь же все это прекрасное песенное будущее подернулось пеленой неопределенности.

Вот когда Татьяна Константиновна, наверное, пожалела, что поощряла всеядность мужа. Всегда поддерживала и вдохновляла во всех его начинаниях, какими бы безумными они не казались на первый взгляд. По распределению Клыковы попали в Ужгород. Родители оставались в Геленджике. Чтобы чаще видеться, взяли себе за правило проводить здесь отпуск, приезжали обычно на автомобиле. Главе семейства нравилось самому в одном лице исполнять роль и штурмана, и капитана.  Был в таких путешествиях через всю европейскую часть страны отрезок пути - самый романтический  -  между Одессой и Новороссийском,  когда их машина не ехала,  а плыла на корабле.  Здесь, должно быть, у Сергея Александровича и зародилась мечта о собственной яхте, чтобы самому преодолевать морские просторы.

Пришлось Татьяне Константиновне освобождать зал, чтобы супруг имел возможность поудобнее расположиться на полу со своими чертежами. Потом с готовыми элементами каркаса перешел в гараж. А когда и там стало тесно, выбрался со своим детищем во двор.

- Где плавать собрался? - удивлялись прохожие.

- В нашей речке. Поставим плотину...- шутил Сергей Александрович.

К очередному отпуску яхта была готова. За транспортировку в крытом вагоне Клыковы заплатили 25 рублей. То было первое парусное судно геленджикского яхтклуба. Начинание Сергея Александровича нашло горячую поддержку и участие Н.Ф. Погодина. Первый секретарь горкома помог яхтклубу обосноваться на его нынешнем месте, выделил на развитие 20 тысяч. Сумма по тем по тем временам нешуточная. Потом были морские походы, участие в Черноморской и Балтийской регатах...

В отличие от супруги Сергей Александрович травму пережи­вал стоически. Со стороны казалось, перспектива невозможности впредь концертировать никак на нем не отразилась. Мастер пог­рузился в другую свою ипостась. Взялся за реставрацию гитар, ремонт баянов для музыкальной школы, увлекся постройкой ксилофона. Но живая музыка, общение со зрителем посредством гитары к тому времени прочно овладела душой, требовали выхода. Да и знакомые культорганизаторы частенько напоминали об утраченном, не верили, что не смогут впредь разнообразить культурную программу отдыхающим, одаривать приезжих венком из романсов, с любовью собранном двумя немолодыми людьми.

Пришлось Сергею Александровичу подчиниться обстоятельствам, заставить работать мизинец. Этот палец у гитариста обычно опирается на деку. Теперь надо было добиться, чтобы "ленивец" так же уверенно трогал нужную струну в нужный момент, как и средний палец с безымянным. Долго Сергей Александрович не решался выносить на суд зрителя результат своих тренировок. Но потом, уступив настойчивым уговорам супруги, рискнул возобновить концертирование. Невольно вспомнилось мне, когда у Репина, знаменитого российского живописца, отказала правая рука, он научился рисовать левой.

Сергей Павлович Озеров с ветеранами городаСергей Александрович с Татьяной  Константиновной на фоне Дворца культуры и в сердце ГеленджикаСейчас свой музыкальный вечер Клыковы открывают исполнением вдвоем русской народной песни акапелла. Собравшиеся тут же замолкают от неожиданности: кто это решился запеть без музыкального сопровождения? Так открывается урок, в продолжении которого люди учатся грустить и радоваться вместе с русским романсом. Тенор Сергея Александровича сменяет сопрано Татьяны Константиновны. Слушатели все откровеннее в выражении своих эмоций. Взрыв восторженных аплодисментов раздается после лирического дуэта. Раскрепостившись, собравшиеся подпевают: "Отговорила роща золотая..." А совсем под занавес, заинтригованные вопросом ведущей: "Создаются ли сегодня романсы?" и, не зная пока, что автор перед ними, слушатели делают еще одно приятное открытие: исполняемый романс так же хорош.

После концерта, особенно эстрадного, самые нетерпеливые зрители спешат к артисту за автографом. У Клыковых же все наоборот. Слушатели Татьяны Константиновны и Сергея Александровича торопятся оставить свои впечатления в заветном блокноте. Вот только некоторые из них: "Огромное спасибо за истинное удовольствие, которое Вы нам подарили, мы в восторге!! Дарите людям радость, она так нужна сейчас." (Урал, Березники) "Нет слов, чтобы выразить впечатление. Большое спасибо за замечательный концерт." (Ирина, 11 лет, Надым) "Очарованы и покорены блестящим исполнением романсов. Приезжайте к нам в Сибирь." (Надым)

Пожелаем, чтобы страничек в этом творческом дневнике семьи Клыковых было побольше, чтобы в нем чаще встречались автографы геленджичан. Пусть долго звучит их романс...

Александр Лихвинцев


Назад
© galexand@yandex.ru
Сайт создан в системе uCoz